Сооплата на связи
2022-10-28 15:00 ФармИстории

Как помочь своему сотруднику, если у него депрессия?

Депрессия - одно из самых частых заболеваний современности, которое неожиданно подкрадывается и не только атакует человека в его повседневной жизни, но и отражается на его продуктивности на рабочем месте. Что же делать руководителю, если его сотрудник стал жертвой этого недуга?

В первую очередь не стоит ждать, пока депрессия накроет сотрудника с головой: хотя в большинстве случаев руководитель обращает внимание на психологическое состояние подчиненного только тогда, когда тот начинает демонстрировать плохие результаты работы, лучше действовать на упреждение и не ждать, когда депрессия станет напрямую отражаться на продуктивности. Для достижения этой цели руководителю следует создать такую атмосферу на рабочем месте, чтобы сотруднику самому хотелось, в случае появления такой потребности, обратиться за надлежащей помощью в отдел персонала либо к старшему менеджеру. Те, в свою очередь, должны принять все возможные меры для скорейшего восстановления психологического здоровья сотрудника. В качестве таких мер может быть применено:

Изменение графика сотрудника на более гибкий
Прежде чем кинуться помогать своему сотруднику бороться с депрессией, руководителю, конечно, вначале следует почитать научную литературу или тематические статьи, чтобы в принципе быть в курсе проблемы. Так как сотрудник может обратиться за помощью в любой момент, подготовиться лучшее заранее. Как минимум, запомнить основные проявления болезни: потеря энергии и интереса к жизни, снижение самооценки, чувство потери контроля, проблемы со сном, рассеянность внимания. Если руководитель будет понимать основные симптомы депрессии, то сможет предвосхитить, какие конкретно трудности работник будет испытывать на рабочем месте и разработать меры по их преодолению. В качестве одной из таких мер может выступать изменение графика подчиненного на более гибкий. Так как бессонница - частая подруга депрессии, сотрудник может обратиться к руководителю с просьбой сдвинуть график в пользу более позднего прихода на работу.

Если руководитель согласится удовлетворить такую просьбу, то для блага сотрудника нужно будет поставить несколько дополнительных условий: во-первых, определить ключевые дни или часы, когда все сотрудники обязаны быть в офисе. Людям в состоянии депрессии бывает трудно структурировать свою жизнь, при этом это идет им на пользу. Но самое главное, нельзя позволять таким сотрудникам оставаться наедине с собой слишком долго, они обязаны контактировать и с руководителем, и со своими коллегами. Частое социальное взаимодействие - лучший выход из депрессии.

Упрощение текущих задач
Депрессия оказывает прямое воздействие на когнитивные функции, поэтому страдающий от этой болезни сотрудник может пожаловаться на слишком большую нагрузку, хотя раньше он легко справлялся с теми же самыми задачами. Руководитель может помочь сотруднику пережить этот непростой период, разбив большие задачи на несколько маленьких, с которыми сотруднику будет легче справиться. Каждое успешное выполнение такой маленькой задачи придаст страдающему от депрессии подчиненному уверенности в себе и ускорит его возвращение к нормальной трудовой деятельности.

Корректировка дедлайнов
Наличие большого количества строгих сроков выполнения задач повышает уровень стресса и только сбивает страдающего от депрессии сотрудника. Вместо того, чтобы увеличивать давление, руководитель должен постараться его ослабить без ущерба для компании. Вне зависимости от того, какие сроки ставит менеджер проекта, руководитель должен постараться разбить их на меньшее количество задач с более короткими сроками их выполнения, чтобы больной депрессией не чувствовал на своих плечах давления всего проекта с глобальной точки зрения, но воспринимал работу на проекте как некие простые задания, с которыми он может быстро справиться. Что повысит его уверенность в себе, придаст энергии и оптимизма.

Меньше критики и больше позитива
Страдающие от депрессии люди часто погружаются в самокритику, поэтому не нужно, чтобы их критиковали еще и окружающие - задача руководителя обратить внимание на этот аспект и приложить усилия к созданию атмосферы взаимовыручки, поддержки и принятия. Вместо того, чтобы делать акцент на неудачах такого сотрудника, следует подчеркивать его достижения, например, когда он выполняет задачу в поставленные сроки. Также важно правильно мотивировать страдающего от депрессии сотрудника - чаще прибегать к "прянику", чем к "кнуту", то есть вместо упоминания потенциальных негативных последствий невыполнения сотрудником задач рассказывать о положительных результатах вследствие завершения поставленных перед ним задач. Руководитель должен знать сильные стороны своих сотрудников и в такой момент личностного кризиса у одного из них мотивировать сотрудника делать то, что получается у него лучше всего. Если исполнители будут чувствовать, что задача как будто была создана прямо для них, и успешно с такой задачей справляться, это улучшит их настроение, придаст бодрости и энергии.

Быть лидером
От депрессии страдает не только ее непосредственная жертва, но и все, кто находится в тесном контакте с таким человеком. Поэтому руководитель не должен забывать обращать внимание на свое психо-эмоциональное состояние в результате постоянного взаимодействия с депрессивным сотрудником. В том случае, если руководитель начинает регулярно испытывать гнев или фрустрацию, ему следует напомнить себе, что для страдающего от депрессии человека каждый день - тяжелая борьба, и неизвестно, кто в результате выиграет в этой битве - он или болезнь. И сейчас то самое время, когда у руководителя появляется шанс в полной мере проявить свой управленческий талант, а не смещать центр внимания на себя и свои негативные переживания. Помогая сотруднику справиться с депрессией, руководитель помогает своей компании, своей команде и проявляет себя как сильный лидер, достойный занимаемой им позиции.