Сооплата на связи
ФармИстории

КоничиФа

Уверена, у многих современная Япония ассоциируется с технологическим прогрессом - автомобили, электроника... А как обстоят дела у империи с фармой? Давайте разбираться в сегодняшнем посте.
Изображение pixabay.com
Несмотря на то, что на мировом рынке Япония занимает ключевые позиции во многих сферах, на фармрынке она до сих пор играет не очень заметную роль. И это при том, что по закупкам и потреблению рецептурных препаратов Япония лидирует следом за США. А вот с экспортом все сложно. Лекарства, в Японии произведенные, в основном оседают на внутреннем рынке, а на международный не попадают вовсе или в ограниченное количество стран. И дело тут не в качестве препаратов - наоборот, многие японские рецептурные лекарства, в том числе дженерики, соревнуются со своими западными аналогами и, бывает, даже превосходят их по результативности. Но на мировой рынок вырваться не получается, и причина тому - суровый контроль со стороны государства, более сложная, по сравнению с западной, японская система регистрации новых препаратов и курс на внутренний рынок. Однако надежда увидеть японские препараты на полках аптек за пределами страны Восходящего Солнца все-таки есть, хоть и не сейчас, но в обозримом будущем. Ситуация с Россией в этом вопросе одна из самых неопределенных: из-за бюрократических проволочек японским компаниям, даже в случае наличия у них такого желания, очень долго и очень сложно зарегистрировать новый препарат на российской территории. Кстати, эта ситуация отразилась и на Сооплате - в нашем портфеле до сих пор нет истории сотрудничества по пациентским программам с японскими фармкомпаниями, но мы надеемся, что вскоре это станет возможным.
Изображение pixabay.com
Но вернемся к японской стратегии в фарме: если присмотреться, этот подход к становлению и развитию индустрии в рамках одного конкретного государства может взять на вооружение любая страна, где практикуется серьезный госконтроль за экономикой и наблюдается склонность к изоляционизму. Сейчас мы видим, что к 2020 году Японии удалось достичь потрясающих результатов благодаря активной политике продвижения собственных лекарственных средств на внутреннем рынке и вытеснения западных конкурентов давлением "сверху". По сути, развитие фарминдустрии в империи, начавшее набирать обороты сразу после Второй мировой войны, можно разделить на 2 крупных этапа: максимальный захват внутреннего рынка, и только после этого переход к экспансии на внешние рынки. Для выполнения задач первого этапа  государство использовало все имеющиеся в наличии ресурсы: например, препараты японского производства на внутреннем рынке дешевле на 10% по сравнению с не-японскими препаратами. Используя механизмы экономического регулирования, государство не пропускает на территорию Японии западных фармгигантов, так что те вынуждены перенести свои лаборатории и клинические исследования в другие азиатские страны или продать свою долю на японском рынке японской компании. Также для "родных" компаний в стране действует система финансовой и законодательной поддержки, которая позволяет не столь сильным в глобальным смысле японским фармкомпаниям вступать в своеобразные внутренние альянсы против западных "захватчиков" или предпочитать сотрудничество с небольшими иностранными фармкомпаниями И не забываем про японский менталитет: живя в строго регламентированном во всех сферах жизни обществе, японец, испытывая не давление, но "подталкивание" сверху в направлении национальной продукции при наличии аналога выберет в аптеке японский препарат - это к тому же всегда дешевле.
Изображение pixabay.com
И раз разговор зашел о местных аптеках - здесь у японцев тоже все по-своему. Во-первых, аптеки делятся на рецептурные и нерецептурные, и в рецептурных на работу берут только специально обученных фармацевтов, которые смогут проконсультировать пациента. Безрецептурные же аптеки похожи на мини-маркеты, где можно приобрести БАДы, косметические средства, таблетки от кашля или головной боли и тому подобное, и в таких аптеках могут работать даже не фармацевты, а обычные продавцы. Во-вторых, у аптек нет привычных нашему глазу "аптечных" вывесок с крестами или чашами, на фасаде здания, где расположена аптека, просто есть название или лого компании, которой она принадлежит. В-третьих, далеко не все аптеки работают круглосуточно, например, рецептурные обычные работают с понедельника по пятницу с 8 до 18, но если постараться, например, поискать в интернете, в случае необходимости можно найти работающую ночью или в выходной дежурную рецептурную аптеку.
Изображение pixabay.com
По статистике Япония - страна с самым быстро стареющим населением в мире, и строгий государственный контроль за фарминдустрией помогает сделать сопровождение пациентов любого возраста финансово доступным. Два вида страхования - национальное и корпоративное - позволяют покрыть большую часть медицинских расходов, также государство контролирует стоимость всех процедур и лекарств таким образом, чтобы пациент мог за одинаковую стоимость обратиться как в государственное, так и в частное медучреждение. Остается только с интересом наблюдать за дальнейшим развитием фармы в Японии и, возможно, даже перенять некоторые удачные идеи из опыта восточных коллег.