Сооплата на связи
ФармИстории

EpiPen - самая скандальная шприц-ручка для аллергиков

Нам не привыкать к скачкам цен на абсолютно любые товары, но когда резко меняется цена на жизненно необходимые лекарственные препараты, общество вынуждено реагировать. Только будет ли от этого прок?

600 долларов за спасение жизни от аллергии



EpiPen (ЭпиПен) - известная шприц-ручка, которую можно использовать для экстренной помощи при возникновении внезапных и опасных для жизни аллергических реакций, в частности, анафилактического шока, на укусы насекомых, продукты питания, лекарства или физическую нагрузку. Для многих людей ЭпиПен быстро превратилась в необходимого спутника жизни, чем не преминула воспользоваться компания Mylan - производитель этого препарата. 


Несмотря на то, что Mylan платила всего 1 доллар за производство двух упаковок EpiPen, в 2016 году компания подняла цену для потребителей со 100 до более чем 600 долларов. Mylan приобрела права на EpiPens в 2009 году, когда рыночная цена составляла 104 доллара за две упаковки. В течение следующих пяти лет компания потратила почти 8 миллионов долларов на лоббирование того, чтобы сделать EpiPens обязательными в американских школах. К 2016 году уже в 11 штатах ЭпиПены должны были обязательно присутствовать в школьных медицинских кабинетах, а еще в 38 штатах разрешалось их использование, в том числе в экстренных случаях. Идея компании-производителя была простой и максимально эффективной: уже со школьной скамьи "подсадить" потенциальных покупателей на свой продукт, благодаря лоббированию на государственном уровне распространяемый бесплатно, а также повысить узнаваемость бренда и тем самым увеличить продажи. Разве можно найти лучшую бесплатную рекламную площадку, чем школа?


Цена на EpiPens принялась ползти вверх, достигнув в 2013 году 265 долларов. Но это было только начало. В том же году Mylan потратили 4 миллиона долларов на лоббирование федерального “Закона об эпипенах”, который предполагал финансовую поддержку штатов, нуждающихся в ЭпиПенах, федеральным правительством, с учетом постоянно увеличивающейся стоимости препарата.  Стоило компании поймать на крючок федеральное правительство, денежки потекли к Mylan рекой. В течение следующих двух лет цена удвоилась и составила 600 долларов. Возмущение родителей и ряда государственных чиновников привело к тому, что компания создала сберегательную карту, которая покрывала бы до 300 долларов при покупке ЭпиПен, но многим пациентам по-прежнему приходилось уплачивать полную стоимость в размере 600 долларов. Ситуацию осложняло отсутствие конкурентов - благодаря успешному лоббированию ЭпиПен стала доминировать на рынке, по сути выступая монополистом в линейке подобных препаратов, которых просто не было и нет. 


А теперь самое интересное - на текущий момент цена ЭпиПен только в Штатах составляет около 690 долларов. Только в Штатах - потому что, например, в Канаде или Германии ее стоимость не превышает 100 долларов. И несмотря на возмущения общественности, в том числе обсуждение вопроса стоимости необходимого аллергикам лекарства на американских федеральных телеканалах, цена на препарат не то что не снизилась, а выросла. Производители ЭпиПен грамотно внесли свой препарат во всевозможные программы государственного страхования, поэтому хочешь жить - либо оплачивай страховку, чтобы получить возможность приобрести препарат по сниженной цене или бесплатно, либо плати полную стоимость.