600 долларов за спасение жизни от аллергии

EpiPen (ЭпиПен) - известная шприц-ручка, которую можно использовать для экстренной помощи при возникновении внезапных и опасных для жизни аллергических реакций, в частности, анафилактического шока, на укусы насекомых, продукты питания, лекарства или физическую нагрузку. Для многих людей ЭпиПен быстро превратилась в необходимого спутника жизни, чем не преминула воспользоваться компания Mylan - производитель этого препарата.

Несмотря на то, что Mylan платила всего 1 доллар за производство двух упаковок EpiPen, в 2016 году компания подняла цену для потребителей со 100 до более чем 600 долларов. Mylan приобрела права на EpiPens в 2009 году, когда рыночная цена составляла 104 доллара за две упаковки. В течение следующих пяти лет компания потратила почти 8 миллионов долларов на лоббирование того, чтобы сделать EpiPens обязательными в американских школах. К 2016 году уже в 11 штатах ЭпиПены должны были обязательно присутствовать в школьных медицинских кабинетах, а еще в 38 штатах разрешалось их использование, в том числе в экстренных случаях. Идея компании-производителя была простой и максимально эффективной: уже со школьной скамьи "подсадить" потенциальных покупателей на свой продукт, благодаря лоббированию на государственном уровне распространяемый бесплатно, а также повысить узнаваемость бренда и тем самым увеличить продажи. Разве можно найти лучшую бесплатную рекламную площадку, чем школа?

Цена на EpiPens принялась ползти вверх, достигнув в 2013 году 265 долларов. Но это было только начало. В том же году Mylan потратили 4 миллиона долларов на лоббирование федерального “Закона об эпипенах”, который предполагал финансовую поддержку штатов, нуждающихся в ЭпиПенах, федеральным правительством, с учетом постоянно увеличивающейся стоимости препарата. Стоило компании поймать на крючок федеральное правительство, денежки потекли к Mylan рекой. В течение следующих двух лет цена удвоилась и составила 600 долларов. Возмущение родителей и ряда государственных чиновников привело к тому, что компания создала сберегательную карту, которая покрывала бы до 300 долларов при покупке ЭпиПен, но многим пациентам по-прежнему приходилось уплачивать полную стоимость в размере 600 долларов. Ситуацию осложняло отсутствие конкурентов - благодаря успешному лоббированию ЭпиПен стала доминировать на рынке, по сути выступая монополистом в линейке подобных препаратов, которых просто не было и нет.

А теперь самое интересное - на текущий момент цена ЭпиПен только в Штатах составляет около 690 долларов. Только в Штатах - потому что, например, в Канаде или Германии ее стоимость не превышает 100 долларов. И несмотря на возмущения общественности, в том числе обсуждение вопроса стоимости необходимого аллергикам лекарства на американских федеральных телеканалах, цена на препарат не то что не снизилась, а выросла. Производители ЭпиПен грамотно внесли свой препарат во всевозможные программы государственного страхования, поэтому хочешь жить - либо оплачивай страховку, чтобы получить возможность приобрести препарат по сниженной цене или бесплатно, либо плати полную стоимость.