Применение логистических принципов в организации перемещения продукции подразумевает переход на новый уровень эффективности функционирования цепочки поставок по сравнению с классическим снабженчески-бытовым подходом к этому процессу. Эффективная логистическая схема включает в себя четкое распределение ролей между участниками процесса , при этом товары из ассортимента аптек выступают в качестве сквозного материального потока, который требует новые методы оценки и управления. Все звенья товаропроводящей сети объединяются в единую логистическую систему, а деятельность всех участников товародвижения оценивается по единым критериям. При этом этапы логистического процесса выглядят следующим образом:
- получение и хранение сырья для производства;
- подготовка, хранение сырья производителем;
- производство готовых лекарственных средств (ЛС) и других товаров;
- хранение, подготовка поступления к конечному потребителю;
- получение ЛС (или другого) потребителем.
В России развитие фармацевтической логистики сопровождалось присутствием в 90-х на рынке фирм-посредников, с которыми производители лекарственных средств были вынуждены расплачиваться готовой продукцией в обмен на поставки необходимого для производства препаратов сырья. Далее эти фирмы-посредники предлагали полученные таким образом товары напрямую покупателям. Но фирмы-посредники не смогли конкурировать с дистрибьюторами и покинули рынок. Дистрибьюторы, в свою очередь, для достижения собственной максимальной эффективности на фармацевтическом рынке используют различные стратегии, одну или сразу несколько: на основании цены - обеспечить самую конкурентоспособную цену; на основании ассортимента - предложить небольшой, но эксклюзивный ассортимент, включая специальные условия обслуживания клиентов; на основании уровня сервиса - уменьшать стоимость запасов и улучшать сервис; на основании обновления ассортимента - постоянно мониторить рынок и предлагать клиентам новые товары и услуги; на основании поиска своего места на рынке - искать на рынке небольшие "ниши" и занимать их; на основании охвата рынка - дистрибьютор может начать развитие собственной розничной сети.