Логистика в принципе и для России в частности - наука молодая. За рубежом этот термин начали использовать лишь в 70-х гг XX века, а в России и того позже - в 90-х. Фармацевтическая логика появилась и развивалась одновременно со всеми другими ответвлениями этой науки. Для фармацевтического рынка логистика - все равно что сердце для организма человека: помимо непосредственного решения задач о доставке препаратов из пункта А в пункт Б, фармацевтическая логистика плотно сплелась с маркетингом и помогает находить новые, более эффективные, современные и зачастую неожиданные способы продвижения продукции.
Применение логистических принципов в организации перемещения продукции подразумевает переход на новый уровень эффективности функционирования цепочки поставок по сравнению с классическим снабженчески-бытовым подходом к этому процессу. Эффективная логистическая схема включает в себя четкое распределение ролей между участниками процесса , при этом товары из ассортимента аптек выступают в качестве сквозного материального потока, который требует новые методы оценки и управления. Все звенья товаропроводящей сети объединяются в единую логистическую систему, а деятельность всех участников товародвижения оценивается по единым критериям. При этом этапы логистического процесса выглядят следующим образом:
получение и хранение сырья для производства;
подготовка, хранение сырья производителем;
производство готовых лекарственных средств (ЛС) и других товаров;
хранение, подготовка поступления к конечному потребителю;
получение ЛС (или другого) потребителем.
В России развитие фармацевтической логистики сопровождалось присутствием в 90-х на рынке фирм-посредников, с которыми производители лекарственных средств были вынуждены расплачиваться готовой продукцией в обмен на поставки необходимого для производства препаратов сырья. Далее эти фирмы-посредники предлагали полученные таким образом товары напрямую покупателям. Но фирмы-посредники не смогли конкурировать с дистрибьюторами и покинули рынок. Дистрибьюторы, в свою очередь, для достижения собственной максимальной эффективности на фармацевтическом рынке используют различные стратегии, одну или сразу несколько: на основании цены - обеспечить самую конкурентоспособную цену; на основании ассортимента - предложить небольшой, но эксклюзивный ассортимент, включая специальные условия обслуживания клиентов; на основании уровня сервиса - уменьшать стоимость запасов и улучшать сервис; на основании обновления ассортимента - постоянно мониторить рынок и предлагать клиентам новые товары и услуги; на основании поиска своего места на рынке - искать на рынке небольшие "ниши" и занимать их; на основании охвата рынка - дистрибьютор может начать развитие собственной розничной сети.